|
Конкуренция портов на Черном и Каспийском морях04.09.2018 Черноморские и Каспийские порты пытаются заманить азиатских грузоотправителей Морским грузоотправителям из Азии в Южную Европу стал доступен более быстрый вариант транспортировки грузов в отличие от традиционного маршрута «Шанхай — Санкт-Петербург». Российский порт в Новороссийске и украинские порты в Черноморске и Одессе расширяются и внедряют экономию грузоперевозок за счет масштаба. В ближайшее время их ставки могут оказаться ниже традиционного маршрута. Грузоотправители из Азии в Европу, вероятно, получат выгоду от усиления конкуренции на Черном и Каспийском морях, что должно сократить сроки и тарифы на перевозки в дополнение к улучшению обслуживания грузоотправителей. До 2000 года развитие портов Черного и Каспийского морей, как узлов для азиатских грузов происходило медленнее, чем на тот момент в портах Балтийского моря. Большинство грузоотправителей не рассматривали первых в качестве перевалочных пунктов для европейских целей. Однако в последнее время ситуация изменилась благодаря созданию контейнерных грузовых объектов в регионе. В результате, объекты Каспийского моря и особенно Черноморского бассейна при определенных условиях предлагают преимущество по времени и скорости в сравнении с крупнейшими Балтийскими морскими портами Санкт-Петербурга и Клайпеды.
По подсчетам аналитиков АО «Русская Контейнерная Компания», контейнерное судно по маршруту «Шанхай — Санкт-Петербург» проходит в среднем 18 398 км (11 432 миль) за 35 — 39 дней, а по маршруту «Шанхай-Новороссийск» — 13 511 км (8 395 миль) за 23— 26 дней. Вместе с этим, маршрут «Шанхай — Новороссийск» по-прежнему стоит дороже, но, в целом, маршрут может заинтересовать грузоотправителей, специализирующихся на дорогостоящих грузовых перевозках, включая скоропортящиеся грузы. Что касается тарифов на перевозку контейнеров морем, то, в среднем, маршрут «Шанхай — Санкт-Петербург» может обойтись в 1400 — 1700 долларов США за TEU и примерно в 2 100 — 2 200 долларов США за FEU, а маршрут «Шанхай — Новороссийск» обойдется в 1900 — 2100 долларов США за TEU и в 2 500 — 2700 долларов США за FEU. Общая пошлина для грузоотправителей, использующих Новороссийск начинается от 450 долларов США, включая все надбавки, в зависимости от океанского перевозчика. Санкт-Петербург взимает около 500 — 650 долларов США, в зависимости от океанского перевозчика. Стоимость взвешивания одинаковая для Новороссийска и Санкт-Петербурга и составляет 140 — 150 долларов США за контейнер. Более того, есть все основания полагать, что ставки Новороссийска упадут к концу года из-за продолжающейся быстрой модернизации и расширения порта, а также из-за слабого курса рубля и тенденции активного контейнерного экспорта грузов в Россию: рубль снизился примерно на 10 % по отношению к евро и доллару с января текущего года, что делает российские товары менее дорогими для евро и долларовых покупателей.
Тем не менее, другие порты Черного моря способны конкурировать за азиатский груз, особенно украинские порты в Черноморске и Одессе. Сегодня порт в Черноморске с годовой мощностью в 1,15 млн. TEU является одним из крупнейших экспортных портов Украины, но в последние годы его объем стал незначительным. Однако в скором времени это должно измениться благодаря появлению глобального оператора контейнерных терминалов Hutchison Ports, который договорился с украинскими властями об аренде порта на срок в 49 лет. По мнению аналитиков АО «РКК», порт в Черноморске имеет все технические характеристики для того, чтобы стать крупным контейнерным узлом на Черном море. Он имеет 6-километровую (3,7-мильную) набережную, 14-метровую глубину причала и может одновременно обрабатывать до трех контейнеровозов, включая до 300 метров в длину. Но в отличие от Новороссийска, Черноморску не хватает регулярных поставок высокоскоростными контейнерными поездами. Все это станет возможным в результате создания силами Hutchison Ports условий развития соответствующей железнодорожной инфраструктуры вокруг порта и его контейнерных терминалов. Такая модернизация способна привлечь масштабные контейнерные грузопотоки в порт Черноморска. Что касается других южных портов, то порт Одессы, на который приходится около 85% объема контейнеров в Украине, так же периодически активно заявляет о своем собственном плане расширения. В свою очередь, новый морской порт Каспийского моря — Туркменбаши в Туркменистане может оказаться выгодным для грузоотправителей в Европу из западных провинций Китая. При его пропускной способности в 400 000 TEU и площади в 250 тыс. квадратных метров он может обрабатывать суда длиной до 510 метров. Новый порт Туркменбаши способен работать круглый год и, по прогнозам аналитиков АО «РКК», может стать частью существующего маршрута транспортировки Европа-Кавказ-Азия, который начинается от Западного Китая через Центральную Азию (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан) до Каспийского моря (Туркменбаши), а затем в Азербайджан (Баку), далее в порт Черного моря в Грузии (Поти, либо Батуми), а после в Украину (Одесса), и в заключение — грузовым транспортом в Румынию.
Все новости |
|