19.06.2018
Китайский шелк на пути в Северную Европу
В ноябре 2017 года был запущен первый прямой грузовой поезд между Финляндией и Китаем, связывающий юго-восточный финский город Коувола с Сианом и Чжэнчжоу в Центральном Китае. С апреля 2018 года тестовые работы проходили в обоих направлениях. Теперь для завершения одностороннего отправления груза железной дорогой из Финляндии через Россию и Казахстан в Китай требуется 10-12 дней, по сравнению с 8 неделями по морю.
Маршрут прямого грузового поезда, связывающий Китай и Финляндию, распространяется на Норвегию и Швецию. В планах Коувола стать северным европейским центром логистики для железнодорожных перевозок, связанных с Китаем.
«Теперь у Финляндии есть полноценное железнодорожное сообщение с Китаем, которое страна сможет использовать для всех стран Северной Европы. В частности, для финского Коувола в процессе развития транспортного коридора и сотрудничества с импортерами и экспортерами важны такие города, как норвежский Нарвик и шведский Хапаранда. Соответствующие соглашения о стратегическом партнёрстве между этими городами в процессе подписания.
Два северных города Швеции и Норвегии будут выступать в качестве пунктов сбора грузов местных компаний, которые в последующем будут перевозиться железной дорогой или автотранспортом до Коуволы, а затем загружаться в поезда до Китая. Точно так же товары из Китая будут транспортироваться из Коуволы в Хапаранду и Нарвик.
До сих пор поезда из Китая в Финляндию были заполнены китайскими потребительскими товарами всех сортов, тогда как сыпучие грузы, сырье, машины и оборудование отправлялись иным способом. Пищевые продукты, такие как свинина, еще не отправлялись в Китай из-за контрсанкций, наложенных на них Россией в ответ на санкции ЕС в отношении украинского конфликта. Мы надеемся, что транзитные грузы будут освобождены от санкций, и продукты питания начнут доставляться через Россию в какой-то момент» - считает генеральный директор АО «Русская Контейнерная Компания» Иван Гришагин.
По прогнозам аналитиков АО «Русская Контейнерная Компания», в зависимости от типа контрактов, которые есть у компаний со своими китайскими партнерами, первые товары смогут транспортироваться между Норвегией, Швецией и Китаем через Коувола к концу 2018 года.
Маршрут «Коувола-Сиань» является частью инициативы Китая «Один пояс - один путь», которая направлена на расширение инвестиций в торговлю и инфраструктуру, включая железные дороги, через Евразию. По подсчетам специалистов АО «Русская Контейнерная Компания», Китай инициировал аналогичные маршруты в более чем 40 городов десяти 14 европейских стран, большинство из которых проходит через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу по направлению к западной и южной Европе.
«Несмотря на то, что железнодорожный фрахт по-прежнему составляет небольшую долю от общей китайско-европейской торговли, он быстро растет благодаря субсидиям Китая. В 2018 году в общей сложности 350 000 контейнеров были транспортированы между Китаем и Европой по основным маршрутам через Польшу и Беларусь, и к 2020 году их число увеличится до миллиона.
Возможно, в Финляндии может не оказаться на начальном этапе достаточного количества грузов для пополнения более частых поездов в Китай, тем не менее мы уверены, Коувола, став крупнейшим железнодорожным логистическим центром в стране, найдет способы извлечь выгоду из растущего спроса на общий транспорт в Китае и Европе.
В плане города -до 2030 года реализация площади в 300 гектаров, которую он зарезервировал для распределительных центров, где будут храниться продукты, произведенные в Китае, а также где будут размещены фабрики конечной сборки, логистические компании и другие смежные предприятия. Расширенная логистическая зона также позволит загружать грузы на поездах длиной более 1000 метров, что для российских железнодорожных стандартов очень привлекательно», - заключает Иван Гришагин.
По мнению аналитиков АО «Русская Контейнерная Компания», железнодорожный маршрут через Польшу уже довольно перегружен, а поскольку между Китаем и Европой существует только два основных железнодорожных маршрута, то создаются предпосылки того, что больше трафика будет направлено через Коувола. Кроме того, помимо Швеции и Норвегии маршрут может быть привлекательным для Дании и других регионов Северной Европы. Таким образом, российская сторона получит дополнительные транзитные преимущества.